Статьи о создании сайтов, веб-дизайне

Посвящается пионерам! или как не надо делать сайты.

Когда Фаина Раневская шла по улице, за ней с криками «Муля! Муля!» бежала детвора. Однажды, когда ее терпение лопнуло, она обернулась и, поправив пенсне, своим басовитым голосом сказала: «Пионеры, идите в жопу!»

У компьютерщиков, да и не только у них, в ходу пренебрежительное словечко пионер. Означает оно примерно то же, что слово чечако у Джека Лондона — жёлторотого новичка, который ещё толком ничего не умеет и наступает на каждые грабли.

В том, чтобы быть пионером, нет ничего зазорного — каждый профессионал когда-то прошёл через этот этап. Но место пионера — либо в учебном классе, либо на подхвате у более опытного коллеги. А его работы на этом этапе делаются лишь для того, чтобы получить критический разбор от старших товарищей. И тогда пионер набирает опыт и постепенно, шаг за шагом, становится профессионалом.

Однако случается так, что пионер, едва лишь научившись азам азов профессии, ощущает себя мастером. И предлагает свои «профессиональные» услуги заказчикам. Конечно, опытный заказчик, едва бросив взгляд на работы пионера, тут же откажется от сотрудничества с ним — то ли вежливо, то ли цитируя Раневскую. Если же и заказчик, на свою беду, такой же новичок, неспособный отличить криворукого пионера от настоящего специалиста… тогда на свет появляются сайты-уродцы, вызывающие у посетителя желание пристрелить их, чтоб не мучались.

Ведь, согласитесь, сайт — лицо фирмы, и если работа над сайтом проведена тяп-ляп-абы-как, в голову посетителя неизбежно закрадётся мысль о том, что и прочие работы фирма делает так же некачественно. В результате сайт послужит не средством рекламы, а средством антирекламы.

Как опознать пионера

Если Вы нанимаете дизайнера и просматриваете его портфолио — обязательно убедитесь, что это не пионер. Если же Вы сами делаете сайт — не пользуйтесь пионерскими приёмами. Обычно типичного пионера можно опознать по следующим признакам:

  • Входная страница открывается долго и при этом не несёт никакой полезной функции
  • Звук на сайте включается самостоятельно. Выключить его можно, только закрыв страницу
  • Широко используются разные движущиеся, мигающие, бегающие, вращающиеся элементы
  • Сайт самостоятельно открывает дополнительные окна с рекламой других сайтов, предложениями что-нибудь купить или призывами на что-нибудь подписаться
  • Текст страницы размещён на пёстром либо яркого цвета фоне
  • Сайт раскрашен во все цвета радуги. Цвета фона и текста не сочетаются между собой (например, багровый на коричневом, алый на синем или бледно-салатовый на белом)
  • На странице обильно размещены кнопки, баннеры, ссылки, картинки с курсом доллара или прогнозом погоды в Усть-Кукуйске, новостные ленты, голосовалки и прочий хлам, не имеющий отношения к теме сайта
  • На странице размещены баннеры откровенно эротического или противозаконного содержания
  • Текст «зажат» — строчки теснятся, полей нет
  • Текст набран шрифтом очень маленького или очень большого размера
  • Текст набран необычным шрифтом, читать который неудобно
  • В тексте часто встречаются слова, набранные большими буквами, множество восклицательных знаков, подчёркиваний, выделений цветом текста или «маркером»
  • Текст безграмотный, с множеством разнообразных ошибок
  • На странице размещается множество картинок без особой на то необходимости. Иной раз — картинки с анимацией и/или «кислотных» цветов
  • Картинки на сайте не соответствуют теме страницы, а подобраны сообразно представлениям пионера о прекрасном
  • Выравнивания нет, элементы дизайна разбросаны по странице без видимого порядка
  • Элементы дизайна оформлены небрежно, неаккуратно, выглядят грязными или неопрятными
  • Элементы дизайна страницы выполнены в разном стиле, так что выглядят заимствованными из разных источников
  • Разные страницы сайта оформлены в разном стиле, так что посетитель сомневается, не перешёл ли он ненароком на другой сайт
  • Сайт жёстко построен только под разрешение 800×600 (или только под 1024×768), а при другом разрешении не вписывается в экран
  • Дизайн хорошо выглядит в одном браузере и «разваливается» в других
  • На сайте присутствуют надписи или кнопки «Этот сайт лучше просматривать таким-то браузером» и/или «при таком-то разрешении»

Если на странице Вы видите хотя бы один из этих симптомов — скорее всего, делал эту страницу пионер. Сочетание двух-трёх и более симптомов — практически гарантия того, что Вы имеете дело с пионером. И если Ваш сотрудник делает сайт для фирмы в такой манере или если Вам предлагает свои услуги дизайнер-фрилансер, у которого в портфолио встречаются подобные ляпы… в этом случае лучше вспомнить Фаину Раневскую.

И сказать: «Пионер! Иди ты…»

P.S. А что делать, если Ваш сайт уже сделан пионером и выглядит так, как разобранные сегодня страницы? Разумеется, переделать сайт, заказав его у профессионалов…

Об авторе: Александр Левитас — независимый бизнес-консультант и бизнес-тренер. Использует приёмы как российского, так и американского, и израильского маркетингового подхода. Основные инструменты — партизанский (малозатратный) маркетинг и «маркетинг здравого смысла». Главный принцип – «Ваш бизнес может приносить больше денег!» Автор бестселлера «Больше денег от Вашего бизнеса», раскрывающего около 200 приёмов увеличения прибыли. Выпускает четыре бесплатные электронные газеты. Проводит открытые и корпоративные семинары, предоставляет частные консультации.